Роды литературы
Представьте себе всё огромное море литературных произведений, созданных человечеством: от древних мифов и эпических поэм до современных романов, пьес и стихов, всё это невероятное многообразие покоится на трёх фундаментальных, основных родах литературы. Подобно трем великим рекам, питающим океан словесности, эти роды — определяют самую суть художественного высказывания, его внутреннюю архитектуру и способ взаимодействия с читателем.
⬇︎
Это не жанры, а именно роды — более крупные, базовые способы изображения действительности, которые определяют саму природу и форму высказывания, их выделял ещё древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике», и эта классификация остаётся актуальной и по сей день, помогая нам понять не только как устроено произведение, но и какую реальность оно стремится явить миру.
Роды литературы
I Эпос: Повествование о событиях, предполагаемых в прошлом.
Главная черта: Сюжетность, описание действий и событий.
Основные жанры: Крупные (роман, эпопея, эпическая поэма), средние (повесть, рассказ), малые (новелла, очерк, сказка, басня).
Примеры: "Война и мир" Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, рассказы А. П. Чехова.

II Лирика: Субъективное переживание, эмоция, чувство, мысли автора или лирического героя.
Главная черта: Образность, эмоциональность, субъективность.
Основные жанры: Ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет, песня, стихотворение.
Примеры: Стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина.

III Драма: Произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Главная черта: Конфликтность, диалогичность, сценичность.
Основные жанры: Трагедия, комедия, драма.
Примеры: "Гроза" А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «На дне» М. Горького.
Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Синтез родов
Существуют также произведения, в которых сочетаются черты разных родов. Самый распространённый случай — лиро-эпические произведения.

Что это? В основе лежит сюжетное повествование о событиях (эпос), но оно пронизано сильным лирическим началом: авторскими отступлениями, глубокими размышлениями и эмоциональной оценкой происходящего.

Примеры: Поэма: «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, баллада: «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, лирическая проза: некоторые произведения В.В. Набокова, И.А. Бунина.

Деление на эпос, лирику и драму — это не сухая теория, а удобный инструмент для понимания замысла автора. Определяя род произведения, мы сразу понимаем, что и как хочет сказать нам автор: рассказать историю, поделиться чувством или показать конфликт в действии, это основа для дальнейшего глубокого анализа любого текста.
«Мцыри» М.Ю. Лермонтов
© Мы уже добавляем информацию... «Умные стенды»